ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕ ТОЛЬКО
СУ-326: социальная сфера – среди приоритетов.
Всякий, кто бывал в Колпино или хотя бы проезжал мимо, наверняка обращал внимание на то, что рядом с городом стоит еще один «город». Имя ему – Ижорский завод. Целые кварталы промышленной застройки, трубы, линии электропередач, подъездные пути, коммуникации…
Среди тех, кто строил и продолжает строить завод-гигант, а также работает для всего Колпинского района, – коллектив ЗАО «СУ-326».
Об истории предприятия, о текущей деятельности и планах развития мы попросили рассказать Виктора Михайловича Чеснокова, заместителя директора управления.
– Разумеется, любые, даже самые впечатляющие успехи крупномасштабного промышленного строительства не отменяют необходимость строить для людей. Организованное именно как предприятие промышленно-строительное, СУ-326 никогда об этом не забывало.
Помимо нескольких десятков жилых домов в Колпино, Саперном, Пушкине на счету управления целый ряд реконструированных и построенных заново социальных объектов. Дом пионеров и школьников (Дом детского творчества), новое здание поликлиники № 71, муниципальные дома для работников здравоохранения и образования, 80-е отделение милиции, патолого-анатомическое отделение горбольницы в Колпино; дом социальной реабилитации в Усть-Ижоре; школа олимпийского резерва в Ломоносове; часовня на месте будущего храма на берегу Ижоры…
Не хочу хвастаться, но давайте подумаем: так ли уж часто приходится слышать о том, что вот там-то строители сдали в эксплуатацию новый детский сад, там-то – школу или больницу? На фоне Петербурга колпинцам, прямо скажем, в этом отношении везет.
ЗАО «СУ-326» сегодня – это автономное генподрядное управление с функциями заказчика-застройщика, выполняющее весь спектр строительных работ – от технического сопровождения проектной стадии и геодезической съемки до подключения инженерных сетей и коммуникаций.
Свой парк строительной и автотранспортной техники и налаженные связи с поставщиками позволяют нам действовать мобильно в условиях рынка. Собственные производственные мощности (столярный и арматурный цеха, участок электромонтажа) делают нас относительно независимыми от местной колпинской инфраструктуры, которая, к сожалению приходится сказать, далека от совершенства. Лицензия Госстроя России разрешает ЗАО «СУ-326» «строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с ГОСТ».
История, опыт, имя
В уставном документе ЗАО «СУ-326» значится: «год основания – 1993». Это и так, и не так. Мы действительно акционировались в 1993, но организацию с названием
СУ-326 знают в Колпино, да и за его пределами, с 1975 г., когда руководством треста № 35 «Ижорстрой» было принято решение о создании самостоятельного строительного управления со своим планом работы.
Со дня основания и доныне наш бессменный руководитель – Дмитрий Тарасович Мартынчик. Он-то и собирал команду, которая трудится до сих пор.
А тогда, в середине 80-х, стране понадобилось много широкопрокатного листового металла, в основном для нужд атомной энергетики. Разработчики спроектировали не имевший аналогов в мировой металлургической промышленности «Стан-5000», а трест «Ижорстрой» должен был в сжатые сроки построить для него новый листопрокатный цех ЛПЦ-3. Нашему управлению досталось возведение фундаментов под основной участок линии оборудования, а также строительство вспомогательных мощностей: буферных емкостей для воды, чаш радиальных отстойников, кислородного цеха, станции газоочистки, трансформаторных подстанций.
Масштабы индустриального строительства таковы, что даже самые «простые», на первый взгляд, операции отнимают здесь массу времени и сил. Например, устройство опалубки. Технологи подсчитали: только для сколачивания опалубки под выделенный нам участок «Стана-5000» своими силами потребуется 2 года! Судите сами: фундамент под клеть-кварто, основной механизм стана, – это 14 тыс. куб.м бетона, 420 т арматуры (7 вагонов), а внутри фундамента проходят тоннели сложной конфигурации… И ведь не один такой фундамент. Как всегда, нас выручило то, что на Руси светлые головы не переводятся.
Инженеры СУ-326 разработали, а рабочие столярного и арматурного цехов быстро освоили новую методику сборки опалубки из ДСП, а также изготовления и монтажа несъемной железобетонной опалубки.
Теперь работа начинается в цеху с изготовления блоков по чертежам, затем уже готовые секции опалубки отправляем на стройплощадку и здесь монтируем, к примеру, один тоннель за несколько часов.
А когда бетон схватывается, убирать строительный мусор просто нет необходимости – фундамент засыпается грунтом, производственный цикл оказывается чистым. Вот такие «самодельные» технологии позволили нам тогда, в середине 80-х, выполнить госзаказ в срок и качественно. Первая прокатка на «Стане-5000» состоялась в конце 1985 г. В 1986 г. наш директор Д. Т. Мартынчик был награжден орденом.
Опыт СУ-326 постепенно стал известен за пределами Северо-Западного региона. И сейчас порою раздаются телефонные звонки, скажем, из городов Урала или из Сибири с просьбами рассказать или показать на месте устройство сложных фундаментов. Кроме гордости испытываешь еще и отрадное чувство удовлетворения: значит, где-то тоже идут большие стройки и мы можем им помочь…
Задачи, решения, люди
Иногда я задумываюсь, как изменился Ижорский завод на моей памяти. С тех пор как я пришел сюда простым каменщиком, территория завода увеличилась, наверное, вдвое. Грустно, конечно, бывает, когда идешь и видишь закрытые цеха, которые, можно сказать, строил своими руками.
У «Стана-5000» теперь новый хозяин – Череповецкий металлургический комбинат («Северсталь»). Для него мы с 2000 г. осуществляем реконструкцию цеха ЛПЦ-3. Задача перед нами стоит непростая: в условиях действующего производства удлинить линию проката в 1,5 раза, возвести фундаменты под сервисное оборудование – и, как следствие, производительность стана возрастет до 800 тыс. т листа в год.
Модернизация производства идет «с листа», требования заказчика постоянно меняются. Но мы нашли взаимопонимание и проводим свои работы согласованно с основным технологическим циклом.
К чести нашего предприятия могу сказать, что мы почти полностью сохранили состав работников как нижнего звена, так и ИТР.
Были тяжелые времена, когда зарплату рабочие не получали по нескольку месяцев. Но мы старались поддержать людей любыми методами: продавали свой лимит квартир и платили им из этих денег. Когда началась реконструкция ЛПЦ-3, мы привлекли к работе практически всю свою «гвардию» – тех, кто строил «Стан-5000». Очень приятно видеть старых товарищей опять в строю и очень удобно работать с людьми, до тонкостей знающими специфику этого производства.
Напоследок еще раз обращусь к теме жилищного строительства. Особенно много домов нами построено в последние 10–12 лет. Приоритетное направление – жилье для потребителя со средним уровнем доходов. В настоящее время, как заказчик-застройщик, мы приступили к закладке дома в совхозе им. Тельмана. Возводится также малоэтажный жилой комплекс на берегу реки Ижора.
Замечу, что строительство жилья – еще один способ удержать у себя рабочих. Кого сейчас удивишь высокой зарплатой? Все равно где-нибудь да платят больше. А мы по-прежнему стараемся оставлять часть квартир за своими сотрудниками, и таким образом «текучку» удается снизить.
Вообще, кадровая политика для нас весьма значима. Прошли те времена, когда каждый год приходили свежие выпускники профтехучилищ и хотя бы половина из них оставалась на стройке. Молодые люди стремятся теперь заработать большие деньги сразу и «по-легкому». У нас же обучение будущей смены начинается прямо на месте, в бригадах, и тут мы уже смотрим, кто нам подходит, а кто нет. Я считаю, что такая система подбора персонала должна себя оправдать – мы не можем довольствоваться достигнутым и хотим, чтобы марка «СУ-326» всегда ассоциировалась у заказчиков только с отличным качеством.
Подготовил А. Карначев